Миша Мазель (mishamazel) wrote,
Миша Мазель
mishamazel

Categories:

Марулло, скажи мне… (Стихи о музыке Верди) Новые стихи

Новое стихотворение о музыке Джузеппе Верди
с отрывками из Опер, биографии композитора и многое другое


Вчера исполнилась моя Маленькая мечта.
Я побывал в Метрополитен Опера на "Аиде"
Джузеппе Верди. После этого целый час я сидел
на площади перед Линкольн Ценром и сморел как
расходятся люди и гаснут огни ... (я ждал брата на машине,
я бы мог доехать на автобусе и метро, но мы так сговорились).
А за день до этого я написал стихи о музыке Верди
(вернее о "моей" музыке Верди... как обычно)




Триумфальный Марш из Второго действия оперы АИДА
Запись 1989-го года, но вчера все было
точно так как на этой записи.







А теперь о стихотворении:


Недавно я побывал на большом поэтическом вечере.
Собирались лауреаты трех лет ежегодного конкурса
поэзии, проводимого в Брюсселе. Я пришел как зритель,
но благодаря любезности участников и председателя
конкурса даже смог прочесть три стихотворения.
Помимо участников конкурса выступал автор-исполнитель
песен Виктор Столяров. Он пел свои песни на стихи членов
жюри: Бахыта Кенжева и Алесея Цветкова. Мы немножко
пообщались в кулуарах, а когда я вернулся домой то
продолжил знакомство с песнями Виктора.



Я прослушал несколько песен на стихи Алексея Цветкова.
Песни мне все очень понравились, но одна вызывала
какое-то странное чувство. Песня ТРАВИАТА





Прослушав ее несколько раз я понял, какие слова поэта,
цепляли... а когда прочитал стихи целиком понял, чем ...
Песня мне понравилась - музыкально, но слова Алексея
Цвкеткова на этот раз вызвали мое внутренне несогласие.
Ну, так бывает :-) (я имею ввиду не согласие с поэтом который
нравится). Я задумался и.... Написал стихотворение
котрое скреблось во мне лет шесть.

Стихотворение ни в коем случае не является "ответом"
Чемберлену.... Хотя я и использовал "зацепившие" меня строки
в качестве (анти?)эпиграфа.

Когда Вы прочитаете моё стихотворение, если будет
время и желание, почитайте и мои комментарии к нему
после и прослушаете подобранные мною отрывки из
моих любимых опер Джузеппе Верди... Хотя это
дополнение не к стиху, а просто "пользуясь случаем".

:)




Марулло, скажи мне…
(Суфлеры)


“не вставляет мне музыка верди
не о жизни она не о смерти”
Алексей Цветков из стихотворения Травиата



Алексей Цветков не любит Верди.
Жаль… Я сам
                   не жалую Пучини.
В этой “скачке”, будь ты сзади или спереди,
нет ни подоплёки, ни кручины.
Просто вкусы, чувства, и пристрастия.
Просто связан тот же Риголетто
с багажом любви в моей династии,
и, в который раз, беру билеты я.

Есть у каждого свои родные фобии,
так и сяк исхоженные тракты.
… Почему не умирает Тито Гобби
в первой сцене из Второго Акта.
Почему под музыку весёлую
всякий раз сгорает Виолетта.
Извивается совсем не между сёлами
тракт от “почему” до “фиолетово”.

Ничего себе воздвигли зданьице
этой многоликой тётке – Опере.
Господи, избавь от швабры в задницу.
Чувства сами сыпятся из hopper-а.
Эти звуки… не о жизни, не о смерти,
о страстях, слегка прикрытых флёром.
В каждом соло, трио, и квартете
жизнь и смерть присутствуют суфлерами.

Да. У Верди с жизнью его долгой
и без них хватало разных звуков.
Смерть детей, жены… и бал с Пеппиною.
Путь, воспетый хором из Набукко.

В сотый раз втыкаю взгляд в компьютер
в запись Риголетто с Тито Гобби.
О, Маруллло, на какой минуте
жизнь и смерть, сойдясь, не покоробят.
“Почему под музыку красивую
происходят у Джузеппе все страдания?” –
у отца давным-давно спросил и я.
“Верди!..” – знал ответ его заранее.

< 27 февраля 2012 года >


А теперь немного Джузеппе Верди.
О жизни, о смерти, о страсти.

Я думаю мне не стоит повторять то, что я сказал в стихах -
я очень люблю Верди, Хотя из 26-ти написанных им опер
в сознательном возрасте слушал Риголетто, Трубадура,
Травиату, Набуко, Силу Судьбы, Бал Маскарад, Эрнани и Аиду.
Восемь из 26-ти. Ну считайте что треть... Одна из опер была
неудачной. Надеюсь понемногу послушать еще несколько.

Так же наверное не стоит говорить что именно мне нравится -
я об этом тоже сказал. Стретта Манрико в исполнении Марио
Дель Монасо была первый классической музыкальной вещью,
которую я запомнил в детстве... сорок лет назад. И разговор
с отцом о музыке был, года четыре спустя. По Радио передавали
Травиатту. Слушая, что в конце оперы героиня умирает, а я
уже пережил смерть дедушки я и задал этот вопрос -
заслышав радостную музыку в начале оперы.

Пожалуй с Травиаты и начнем:



СЕМЬ фрагментов из разных Опер Джузеппе Верди
с комментариями и фрагментами биографии композитора...


1)Трагический Финал Оперы. Влюбленные встретились. Его отец раскаялся что разлучил их, но поздно...




Главные герои Альфредо (Он же Дюма-сын, автор Дамы с Камлиями) и Виолетта
Роландо Виязон и Анна Нтребко. Собственно к ним и обращается
Алексей П. Цветков, упрекая в легкомыслии репертуара.




2)А это начало третьего акта. Веселая музыка но драма уже назрела.
Кадры из Филма-Оперы Франко Дзеферелли в котрых
танцевальный номер исполнили Екатерина Максимова и Владимир Васильев.





3)А теперь к Трубадeру Il Travatore
В этом ролике только Аудио... Но это одно из лучших Аудио..
В постановке Герберта фон Караяна. Пролог оперы, рассказ
Фернандо о трагедии графа ди Луна, о цыганке похитетвшей его сына...
О сыне графа - брате ищущем брата... зловещий пролог драмы.

Послушайте первые 10 -11 минут до конца картины.(10.34)

Старого вояку Фернандо поёт Никола Заккара





4)А Это рассказ цыганки - Азучены, воспиатавшей
похищенного ребенка как своего сына.


Манрико (Трубадур) предводитель "мятежников" проо котрых
и кричат ТРЕВОГА в начале. Соперник графа ди Луна в любви.
Рассказ Азучены о том как стрый граф ди Луна сжег ее мать.

Отрывок из постановки с Марио дель Монако. Поёт Федора Барбьери




5)Я упоминал о "квартетах". дуэты, трио, квартеты
в операх верди настолько прекрасны... как в прочем и хоры...
Хор будет в шестом пункте приложения :-)


Квартет из Третьего действия оперы Риголетто. Риголетто
показывает дочери Джильде как Герцог, похитивший ее ,
в которого она имела глупость и неосторожность влюбиться,
забавляется с очередной женщиной. Но похищенная - влюблена в
"похитителя", все рано... Риголетто поет о мести, Джильда
о любви, а герцог флиртует.

Концертное исполнение. Женские партии ПРИМЫ Анна Нтребко
и Элина Гаранча. Мне посчастливилось слушать первую в партиях
Джильды и Виолетты, и вторую в образе Кармен.
Кармен -блондинка.... Хотя в опере она была в гриме.

на 1.32 начинает солировать Герцог. "Белла Филья дельаморе"...
Прекрасное дитя любви... В русском варианте либретто "О
красотка молодая"... Эти ноты яляются как бы "музыкальным
эпиграфом" к моему стихотворению, наряду со словами Алексея
П. Цветкова.




6) Хор из оперы Набукко (Навуходоносор).

С этой оперы считается отсчет триумфального взлета
Джузеппе Верди. Ей предшествовали упомянутые мною
трагедии. После успеха первой оперы, Верди получил
заказ на "Комическую Оперу"... Во время работы над которой
он потерял маленького сына. Незадолго до этого умерла
маленькая дочь композитора, а вскоре и жена.... Опера
провалилась. Верди решил больше не писать и вернуться
из Милана к своему покровителю - тестю Барецци, но
его как бы случайно встречает импресарио Ла Скала
Марелли (поставивший первую оперу)... Всеми правдами
и неправдами Марелли уговаривает Верди выручить его.
У него горит постановка оперы Набукко и он горит - он
разорится если Верди ему не поможет. Верди хочет, но
не может. "Раны" его не зажили, тогда Марелли как бы
случайно роняет либретто. Оно раскрывается на словах
(из Библии) ставшими хором из Набукко. Едва Верди
бросает на них взгляд, как тема возникает в его голове.
Этот хор - котрый в опере поют рабы-иуди в плену у
Вавилонского царя Навуходоносора) стал "вторым"
гимном Италии. а Верди не толко любимец, а в каком-то
смысле гордость италии, символ ее свободы.

На этой постановке Верди "встретил" Джузеппину
(Пеппину) Стрепони, Именно для нее он писал главную
женскую партию. Скоро у певицы пропал голос, но
до самой смерти она была верной (даже когда сам
Верди был ей не верен, но потом возвратился)
спутницей композитора. Они были вместе с 1842 года
(а может и раньше) - это год постановки Набукко,
до ее кончины в 1897-м. (Сам Верди умер в 1901-м
в возрасте 88 лет)



(У пользователя вложившего ролик опечатка АИДА...
Нет это Набуккко. В СССР оперы пели на Русском,
и слова Библии перевели в лучших традициях
Контат о Родине... Но музыка все равно отставалась
выше осовеченного перевода.)



7)НУ И НАКОНЕЦ Тито Гобби.
Мой папа, приучивший меня любить и научивший ценить
настоящую музыку, очень любил музыку Джузеппе Верди
(возможно не всю) и обожал искусство великого Тито Гобби.
Бесспорно он считал его и Джино Бекки Лучшими, но
при неимоверной любви к Бекки и его непоторимому тембру
Гобби был на первом Месте.

Много лет он рассказывал мне о постановке Риголетто,
корую видел среди трофейных фильмов в послевоенные
годы подростком. Наконец 6 лет назад я смог отыскать
эту запись, благодаря Муслиму Магометовичу Магомаеву.
Вот одна из самых знаменитых арий.

Шут-Горбун Риголетто безжалостный и коварный проклят
стариком, у котрого герцог обесчестил дочь. Проклятие
начало сбываться. Коварный Герцог (а на самом деле Король -
цензура вынудила Верди сделать эту замену) "охмурил"
Джильду - дочь шута, которую тот тщательно
прятал от развратного двора Мантуанского Герцога.
Риголетто догадывается где она. Придворные не пускают
его. Они то думают что девушка любовница горбуна.
"Куртизаны исчадье порока" гневно поет шут, а потом
уже молит их, чтобы вернули ему дочь. "О, Марулло
сеньор мой... ты же добрее других"... Но и Марулло с
каменным лицом отворачивается.

Я видел это ролик наверное сто раз, и каждый раз
я спрашиваю себя - Как он мог так петь всю жизнь,
ведь одного такого Пения, такой игры достаточно чтобы
умереть от горя. Я прослушал 20 разных партий
(не опер целиком) мне нравятся очень многие - но как
и для моего папы - для меня Тито Гобби непревзойденный
Риголетто.

(О качестве записи Это 1946-й год.
Упомянутый мной момент начинается с 3.38
обращение к Марулло 5.10 )



Спасибо тем кто дочитал , досмотрел, дослушал.

Tags: Анна Нетребко, Верди, Джузеппе Верди, Нетребко, Эффект Присутствия, видео, моё видео, новые стихи, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments